По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского,
главы Забайкальской митрополии
ЗАБАЙКАЛЬЕ  ПРАВОСЛАВНОЕ
Официальный сайт Читинской епархии
Служение митрополита
Митрополит Владимир: Изучение «Основ мировых религиозных культур» – все равно что за две четверти попытаться обучить ребенка одновременн
24-08-2015
«C христианской позиции, человек, получивший полноценное образование и воспитание, думает и действует в соответствии с Божественным законом, помещает свои поступки и мысли в систему координат, в центре которой – Бог. Именно в этом и заключается православный идеал воспитания личности – личности духовно свободной; личности, стремящейся подражать и уподобляться во всем Христу, побеждающей в себе грех и всякую неправду», – заявил митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир, выступая 26 августа 2015 года  выступил на Муниципальной педагогической конференции «Актуальные проблемы современного образования как механизм развития индивидуализации и самореализации личности» с докладом «Православные ценности и современное образование: соработничество Церкви и общества в решении общих задач».
 
Он подчеркнул, что «узкая профориентация, исключительный прагматизм и рыночный подход к обучению совершенно неприемлемы и были бы губительны для нашей системы образования, всегда отличавшегося своей фундаментальностью и развивавшего у учащихся широту взглядов и кругозора». Как успешный пример воспитания полноценной личности он привел введение в систему отечественного образования в 2012 году в обязательную школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван способствовать «приобщению детей к национальной истории и культуре», «сформировать у них систему нравственных ценностей и воспитать уважение к религиозной традиции».
 
При этом владыка Владимир особо отметил, что данный курс «носит исключительно светский характер и не ставит своей целью приобщить учащихся к той или иной религиозной традиции, сделать их, что называется, "практикующими верующими"». Незнание этого принципа преподавания курса «зачастую выливается» в «нейтральный» выбор родителей и преподавателей. А в итоге ребенок лишается возможности узнать в раннем возрасте в школе о культурообразующей и религиозной традиции для нашей страны.
 
«Недавно с грустью пришлось прочитать комментарий одного довольно высокопоставленного чиновника, который искренне радовался тому, что родители забайкальских школьников все больше выбирают именно предмет "Основы мировых религиозных культур". Свою радость чиновник мотивировал тем, что, мол, дети получают возможность познакомиться со всеми религиями сразу, а потому у них формируется толерантное отношение к иным религиозным традициям, а также целостное представление о традиционных духовно-нравственных ценностях», – констатировал забайкальский иерарх.

 Он подверг критике данное отношение к курсу «Основы мировых религиозных культур», в рамках которого малым детям в возрасте десяти лет «вместо представлений о традиционных нравственных ценностях преподносится винегрет сведений о различных религиозных системах». Таким образом, «детям прививается своего рода общерелигиозный экуменизм и духовная всеядность, послевкусием которой, в конечном итоге, становятся нравственный релятивизм и равнодушное, а нередко и пренебрежительное отношение ко всякой религиозной культуре».

 Митрополит Читинский Владимир сравнил преподавание данной программы с изучением иностранных языков: «Это всё равно что в отведенные для курса две учебные четверти пытаться обучить ребенка одновременно китайскому, арабскому, санскриту, греческому и латыни. Ни один из перечисленных иностранных языков он не будет знать даже на базовом уровне».
 При этом он призвал педагогическое сообщество не стимулировать и не лоббировать выбор предмета «Основы мировых религиозных культур», а оставить за родителями право выбора нужной дисциплины.
Информационно-издательский отдел Читинской епархии
Просмотров 383