По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского,
главы Забайкальской митрополии
ЗАБАЙКАЛЬЕ  ПРАВОСЛАВНОЕ
Официальный сайт Читинской епархии
Служение митрополита
В некоторых районах Забайкалья школьникам не дают выбирать предмет "Основы православной культуры"
10-12-2015
Выступая 10 декабря с пленарным докладом на Торжественном собрании, глава Забайкальской митрополии подчеркнул, что «российское образование всегда отличалось своей фундаментальностью, глубокой укоренённостью в традиции и вместе с тем открытостью и обращённостью к вызовам времени, поиску решений актуальных проблем и задач. Но одной из важнейших особенностей отечественного образования является его ориентированность на воспитание».
Владыка отметил, что как ответ на актуальный запрос общества о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения явилось введение курса ОРКСЭ в систему школьного образования.
 О духовности и нравственности поговорить с детьми учителя могут на уроках в рамках данного курса, где детям расскажут о базовых моральных ценностях, о той или иной духовной традиции, имеющей важное значение для истории и культуры нашего Отечества, о духовных и культурных основах нашей цивилизации. По крайней мере, такую задачу ставит перед курсом Федеральный государственный образовательный стандарт, сформулированный Министерством образования и науки России.
«Однако, - заявил митрополит Владимир, - возможность выбора в изучении духовно-нравственной культуры детям зачастую не предоставляется. На местах на уровне исполнителей, к сожалению, остаются серьезные проблемы, требующие своевременного разрешения. Известны случаи, когда педагоги и родители с искренним удивлением узнавали о существовании такого модуля как «Основы православной культуры», поскольку ответственные лица не сочли нужным сообщить о самой возможности выбора модулей курса и в обязательном порядке предписывали изучать Светскую этику или Основы мировых религиозных культур».
Митрополит Владимир в своем выступлении акцентировал внимание на модуле «Основы мировых религиозных культур», который зачастую руководителям школ навязан «сверху». В большей степени это связано с тем, что в основе данного решения лежит забота якобы о том, чтобы дети получили более цельное представление о базовых духовно-нравственных ценностях, выросли более терпимыми и толерантными в отношении различных религиозных традиций.
Митрополит Владимир в докладе обратил внимание присутствующих на то обстоятельство, что «дети, изучающие «Основы мировых религиозных культур», не становятся ни более нравственными, ни более «продвинутыми» в знании религиозных традиций, да и твердых моральных принципов они в конечном итоге не усвоят. У детей, изучающих «Основы мировых религиозных культур», складывается чрезвычайно эклектичное, упрощенное, поверхностное представление о религиозной традиции как о наборе верований, определенных ритуалов и этических норм».
Владыка призвал общественность задуматься: о каком духовном развитии и формировании мотивации к осознанному нравственному поведению можно говорить, если человек имеет весьма смутные представления о собственной религиозной традиции?
«Если мы спросим ребенка, что он вынес о религиях из уроков по «Основам мировых религиозных культур», - продолжил владыка Владимир, - то он ответит, что на свете существует много разных религий, а их суть сводится к тому, что они выступают «за всё хорошее и против всего плохого». Формирование такого расплывчатого представления о религиях и калейдоскопа сведений о различных религиозных системах приводит к духовной всеядности, способствует формированию нравственного релятивизма и равнодушного отношения ко всякой религиозной культуре».
Резюмируя вышесказанное, глава Забайкальской митрополии призвал представителей Министерства образования Забайкальского края, а также педагогическую общественность в полной мере реализовывать свободный выбор родителями тех модулей, которые они считают важными для духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
Отсутствие возможности выбора – это дискредитация решений власти, свидетельство некомпетентности и неэффективности работы чиновников в сфере образования.
Информационно-издательский отдел Читинской епархии
Просмотров 237