По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского,
главы Забайкальской митрополии
ЗАБАЙКАЛЬЕ  ПРАВОСЛАВНОЕ
Официальный сайт Читинской епархии
Служение митрополита
Доклад митрополита Владимира на Рождественских Парламентских встречах
11-12-2015
Доклад
Преосвященного ВЛАДИМИРА,
митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского,
на Рождественских Парламентских встречах в Законодательном Собрании
Забайкальского края в рамках проведения регионального этапа
XXIV Рождественских образовательных чтений

 
Уважаемая Наталья Николаевна – Председатель Законодательного Собрания!
Ваше Преосвященство!
Уважаемые депутаты! Дорогие братья и сестры!
 
Сердечно всех вас приветствую. Можно сказать, что мы с вами присутствуем при важном историческом моменте: сегодня впервые в новейшей истории Забайкалья архиерей Русской Православной Церкви имеет возможность выступить перед депутатами Законодательного Собрания края. Это, безусловно, добрый знак и убедительное свидетельство готовности государственной власти в Забайкалье выстраивать конструктивный диалог с Церковью. И я сердечно признателен вам за эти усилия.
Церковь, являясь значимой частью общества, выражает убеждения и чаяния миллионов наших сограждан. Надеюсь на то, что понимание этого факта будет выражаться в том числе и в решениях, принимаемых вами в ходе законодательной деятельности.
Сегодня на пленарном заседании Рождественских чтений мы размышляли о наиболее острых проблемах, связанных с образованием и духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, в частности о ситуации с преподаванием в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также затронули тему необходимости более тесного и конструктивного взаимодействия Церкви, власти и общества в этой сфере. И в своем выступлении здесь, в стенах Законодательного Собрания Забайкальского края, хотел бы еще раз коснуться некоторых важных вопросов.
В контексте происходящих в мире событий и текущей геополитической ситуации на Ближнем Востоке сегодня особую важность и актуальность приобретает тема, связанная с вопросами духовной безопасности нашего общества, с противостоянием экстремизму, терроризму и религиозному фундаментализму.
Вопросы эти очень серьезные, и географическая удаленность от мест происходящих событий не дает нам права игнорировать вызовы, возникающие сегодня перед всем человеческим сообществом. Мы просто не можем оставаться в стороне и делать вид, что нас это не касается.
Первые тревожные «звоночки» о незащищенности и слабом духовном иммунитете современной молодежи появились вместе с нашумевшей этим летом историей Варвары Карауловой, сбежавшей от родителей и попытавшейся примкнуть к террористической организации ДАИШ (или, как у нас ее называют, ИГИЛ) в Сирии. Тогда все задавались вопросами: как получилось так, что студентка лучшего российского вуза, умная и воспитанная девушка могла попасться на уловки вербовщиков и оказалась неспособной им противостоять? Что вообще можно предпринять, чтобы подобные истории не повторялись, чтобы наши молодые юноши и девушки не попадали в плен экстремистских идей и социально опасных концепций?
Уверен, что решать данный вопрос возможно через повышение уровня религиозной грамотности подрастающего поколения. В этом есть очень простая, но действенная логика: лишь обладая точными познаниями в какой-то области, можно отличить информацию правдивую от ложной, достоверные сведения от фейка и подлога. Человека, обладающего верными и адекватными представлениями о содержании той или иной религии, будет не так просто сбить с толку сомнительными с богословской точки зрения рассказами и рассуждениями.
Конечно, здесь необходимо самое тесное взаимодействие с представителями всех традиционных для России религий. И Церковь – полноправный участник этого процесса. Глубоко убежден в том, что основой для повышения уровня знаний о религиях должно стать, в первую очередь, изучение собственной религиозной традиции. Укоренённость в традиции – это своего рода «духовная прививка» против опасных духовных болезней.
Вместе с тем в нашем обществе должно быть ясное понимание того, что преподавание основ религиозной культуры не делает из школ семинарии, медресе, йешивы или дацаны. Необходимо избегать, в том числе и в средствах массовой информации, спекуляций на фобиях и идеологических штампах, которые еще, к сожалению, живы в сознании некоторых наших соотечественников, видящих во всем призраки клерикализации общества и сращивания Церкви и государства. Насколько эти представления далеки от правды, объяснять, полагаю, излишне.
Парламентариям, как никому другому, хорошо известно содержание понятия «светское государство», обозначающего разграничение сфер деятельности и ответственности религиозных объединений и государства. К сожалению, люди несведущие и недружелюбно относящиеся к Церкви, нередко любят манипулировать этим понятием, ссылаясь на 14-ю статью Конституции Российской Федерации, где декларируется светский принцип устроения общества. Но поскольку далее нигде не разъясняется, в чем именно этот принцип заключается, следуют различные спекуляции на эту тему и человек без специального юридического образования начинает вкладывать в это понятие то, чего в нем не содержится. Самое распространенное заблуждение состоит в том, что некоторые наши сограждане считают слова «светский» и «атеистический, антиклерикальный» абсолютными синонимами, что, разумеется, не соответствует действительности.
Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими бы то ни было властными функциями. Церковно-государственные отношения, скорее, можно охарактеризовать как партнерство и соработничество. В этом смысле, как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в российской модели взаимоотношений Церкви и государства есть стремление к так называемой «симфонии властей», при которой церковная и светская власти находятся в состоянии гармонии, согласия и синергии. Государство печется об устроении материальной жизни человека, Церковь – о духовной. Церковь не вооружает армию, не планирует государственный бюджет, не собирает налоги, не строит дорог, детских садов и поликлиник, не руководит академическими исследованиями. Но, как пишет русский философ Иван Ильин, излучаемый Ею религиозный дух может и должен облагораживать и очищать светскую деятельность людей[1].
Еще один стереотип, доставшийся нам в наследие от предшествующей эпохи, связан с представлением о том, что религия – это некий атавизм, досадный пережиток прошлого, что человек XXI века с его научными знаниями о мире просто «обречен» не верить в Бога. Но вера – это не какой-то фольклор и набор старинных преданий, внимать которым могут лишь пожилые, малообразованные или подверженные внешнему влиянию люди. Некоторые даже говорят, что религия – это удел слабых духом людей, людей несчастных и обиженных жизнью.
Давайте разберемся, кто на самом деле слабый, а кто – сильный? Слабый – это тот, кто идет в общем потоке, кто плывет по течению. Слабый – это тот, кто ни о чем не задумывается и живет по привычке. Слабый – это тот, кто мечется от одного желания к другому или, напротив, не знает уже чего хотеть. Слабый – это тот, у кого нет своей точки зрения, потому что массовое сознание подавляет его и человеческая личность превращается в маленький винтик.
Религия – это как раз удел сильных духом людей, потому что она требует постоянного самоконтроля, непредвзятого самоанализа и искреннего стремления преобразить свою внутреннюю жизнь. Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному преобразить свою внутреннюю жизнь. Да он просто не поймет, о чем вы говорите, потому что убежден: то, что он делает, и есть правильно, а все остальное, что не соответствует его мыслям и делам, – ложно и плохо.
Настоящая вера, живая религиозность – эта та сила, которая способна преображать человека, а через это и реально менять общественное пространство. Немецкий мыслитель XX века Эрих Фромм отмечал, что религиозная мотивация «направляет человеческое поведение сильнее, чем любой свод законов, принципов и доктрин»[2].
В своем стремлении преобразить окружающую действительность, сделать мир лучше, добрее, справедливее Церковь и государственная власть едины. Как и едины в том, чтобы делать это на основании традиционных для нашего народа духовно-нравственных и культурных ценностей.
С сожалением приходится констатировать тот факт, что в крае до сих пор отсутствует Концепция по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В 2013 году Правительством Забайкальского края была разработана «Концепция формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период до 2020 г.». В сентябре 2014 года краевое Министерство образования, науки и молодежной политики утвердило «Концепцию патриотического воспитания детей и молодежи Забайкальского края». Но в новой Концепции патриотического воспитания предусмотрено только военно-патриотическое воспитание. При этом в Концепции, утвержденной в 2013 году, было сказано о том, что «патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания». По завершении Гражданского форума, прошедшего в октябре этого года в Чите, Забайкальская митрополия направила в Правительство края, Законодательное Собрание и краевое Министерство образования соответствующие предложения для включения в итоговую резолюцию. Искренне надеюсь на ваше конструктивное содействие в разрешении данного важного вопроса о создании и реализации Концепции духовно-нравственного воспитания молодежи в Забайкальском регионе.
Еще один важный вопрос церковно-государственного сотрудничества в области духовно-нравственного просвещения наших сограждан связан с судьбой так называемой «Церкви Декабристов», в которой ныне располагается Музей декабристов. Музей был открыт в 1985 году в историческом здании храма во имя Архангела Михаила – одного из старейших в крае – он был возведен на пожертвования горожан в 1776 году, то есть практически за полвека до декабрьских событий 1825 года. В целом, это была обычная приходская церковь, и именно так ее и воспринимали сами декабристы, многие из которых там венчались, крестили своих детей, провожали в последний путь своих родственников. Раньше при этой церкви, как и при многих других храмах, был свой некрополь. Недавно забайкальские казаки выступили с предложением вернуть здание Церкви и восстановить его первоначальное предназначение и смысл. Полагаю, что это стало бы весомым вкладом в восстановление исторической справедливости, поскольку именно казаки в свое время устраивали этот храм, составляли основной костяк его прихожан, для них этот храм был родным домом и духовным центром.
Хотелось бы напомнить, что Исполком областного Совета народных депутатов в 1992 году опубликовал решение о возвращении этого храма Церкви после определения места размещения экспозиции филиала областного музея – Церкви Декабристов, но не позднее 31 декабря 1992 года. Прошло 23 года, но храм по-прежнему, как все мы знаем, удерживается музеем. Убежден, что поддержка депутатским корпусом воссоздания в здании «Церкви Декабристов» действующего православного храма, станет явным свидетельством готовности к конструктивному взаимодействию государственной власти края и Забайкальской митрополии.
Сила и жизнеспособность любого государства и общества заключается в незамутненности нравственного чувства народа, в нерушимости духовных рубежей нации. В этом – залог духовной безопасности и стабильности нашего Отечества. Заботиться об этом государство и Церковь призваны сообща, конструктивно взаимодействуя, в том числе на поприще просвещения и воспитания наших сограждан.
Желаю всем вам крепости сил, душевного мира и помощи Божией в ваших ответственных государственных трудах на благо жителей Забайкалья. Благодарю за внимание.
 
[1] Ильин И.А. Опасности и задания русского национализма.
[2] Фромм Э. Иметь или быть?
Просмотров 332